Семенов день и Рыба Угорь

Семенов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец ) - народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, отмечаемого 1/14 сентября.

Существовало поверье о том, что на Семен-день на утренней заре выходит из воды на берег рыба-угорь и ходит по лугам на три версты по росе. Верили, что таким образом она смывает с себя все болезни, передавая их человеку. Поэтому не разрешалось в этот день выходить на берег реки, пока не спадет утренняя роса. Угорь вообще считался на Руси запрещенной рыбой, которую есть разрешалось только в крайнем случае, когда "семь городов наперед обойдешь - никакой яствы не найдешь", да и в этих случаях нельзя было касаться головы и хвоста. В народе угорь виделся в образе хитрого и злобного водяного змея, за грехи лишенного возможности жалить людей и животных. Знахари и колдуны использовали угря во время гаданий: они клали его на горячие угли, и по направлению прыжков, определяли, где находится украденная вещь. При этом они заклинали угря именем св. Марфы, матери Симеона Столпника, память которой отмечалась церковью в один день с сыном.

Как конец одного года и начало другого день Симеона Столпника, по установившемуся обычаю, считался "срочным днем" и являлся сроком уплаты оброков, податей, пошлин и сбором.

. К этому моменту оканчивались все хозяйственные договоры и сделки, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми. Так, в писцовых книгах об отдаче в наем земли, рыбных ловель и других угодий, говорилось: "Платить оброк ежегодно на срок Семена Летопроводца".

Кроме того, ко дню Симеона приурочивался обряд "постригов" и "сажания на коня" ("На Семена дитя постригай и на коня сажай и на ловлю в поле выезжай"). Его совершали над мальчиками, чаще всего первенцами, "при переходе от младенчества", обычно по исполнении им трех лет, т.е. на четвертом году жизни. Летописные свидетельства об этом обычае сохранились с XII в., одно из первых приходится на 1191 г. Обряд совершался не только над крестьянскими, но и великокняжескими детьми. В последнем случае ритуал происходил в церкви и совершался епископом. Так, согласно I Новгородской летописи, обряд пострижения над Ростиславом, сыном князя Михаила, происходил в 1230 г. в Новгороде у св. Софии, и при этом отмечалось, что постригаемому "уя влас архепископ Спиридон". Бояре и простые люди исполняли обряд дома, в присутствии родных; производил постриг крестный отец. Волосы, выстриженные у младенца, передавались матери, которая зашивала их в ладанку; их принято было хранить до самой смерти. Кум и кума выводили крестника во двор, где их ждал отец с объезженным конем. Отец сажал сына на коня и придерживал рукой, а кум водил коня под уздцы. У крыльца отец снимал ребенка с крыльца и передавал куму, который вручал крестника куме - "из полы в полу" с поклонами. Кума отводила его к матери, произнося приветствия в адрес последней. Отец с матерью одаривали кума с кумою, а те, в свою очередь, вручали подарки крестнику. За обедом кум с кумою разламывали на голове крестника пирог с пожеланиями богатства и счастья.

Особое место занимал Семенов день у крестьян. С ним связывался конец лета и начало осени ("Семен лето провожает"). Совершался обряд осенин, первой встречи осени. Начиналось настоящее или "старое" бабье лето ("Семен бабье лето наводит"), которое продолжалось до 8/21 сентября - дня Рождества Богородицы; эта неделя называлась на Руси "Семенскою". Об этом времени говорили: "Как ни хвались, баба, бабьим летом, а все глядит осенина - матушка: на дворе сентябрь - в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!"  Тогда еще не было такого понятия, как
заказ цветов по интернету.

В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню определялось состояние природы на всю последующую осень: "Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла"; "Сухая осень, коли на Семен-день сухо"; "На Семеновы осенины много тенетника - осень долгая да ясная"; "Если на Семен- день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера" (воронежск.); "На Семена ясно - осень ведреная" (тульск.). Определяли погоду и по поведению животных и птиц в этот день: "Если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают - осень протяжная и сухая" (костромск.); "После Семена журавли отлетают в теплый край"; "Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы" (московск.); "На Семена Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы" (нижегородск.).

С Семенова дня начинались засидки (см. Посиделки), т.е. работа в избах при огне. При этом было принято накануне Семенова дня погасить весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево, а молодые парень или девушка зажигали спицею новый огонь, которым топили печи в избах и банях, а на засидках зажигали лучину и свечи.

Бабье лето считалось и бабьим праздником и временем, когда начинались осенние женские работы: мяли и трепали пеньку, мочили коноплю, мыли в воде и расстилали по лугам лен. В Семенов день начинали прясть и затыкать кросна, т.е. подготавливали основу на ткацких станах, чтобы ткать холст.

Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур; завершали посев ржи ("В Семенов день севалка с плеч"; "В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй" ); солили огурцы.

С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы.

Семенов день считался праздником псарных охотников, совершался их первый выезд в отъезжее поле, притравливались зайцы. Существовало поверье, что "от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи".

В этот же день перебирались обычно в новые дома и справляли новоселье: "Переходы в Семен-день на новоселье - счастье и веселье".

С первого дня бабьего лета начинались осенние хороводы и игры. При этом богатые люди выставляли у ворот сосуды с брагой и пивом и объявляли, что "пироги напечены и мед наварен". Во время гулянья хороводники подходили к воротам, где их угощали хозяева. Молодые женщины выходили за ворота и предлагали брагу сначала старым, а потом молодым. Затем играли в игру, называемую "пиво варить", которая начиналась песней:
                    "Ай, на горе мы пиво варили,
                    Ладо мое, Ладо, пиво варили!
                    Мы с этого пива все вкруг соберемся;
                    Ладо мое, Ладо, все вкруг соберемся!"

Посмотрим на других рыб!

Реклама.