|
||
|
Семенов день +1 и УгорьСеменов день (Сёмин день, Симеон Столпник, Семен-летопроводец ) - народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, отмечаемого 1/14 сентября. Существовало поверье о том, что на Семен-день на утренней заре выходит из воды на берег рыба-угорь и ходит по лугам на три версты по росе. Верили, что таким образом она смывает с себя все болезни, передавая их человеку. Поэтому не разрешалось в этот день выходить на берег реки, пока не спадет утренняя роса. Угорь вообще считался на Руси запрещенной рыбой, которую есть разрешалось только в крайнем случае, когда "семь городов наперед обойдешь - никакой яствы не найдешь", да и в этих случаях нельзя было касаться головы и хвоста. В народе угорь виделся в образе хитрого и злобного водяного змея, за грехи лишенного возможности жалить людей и животных. Знахари и колдуны использовали угря во время гаданий: они клали его на горячие угли, и по направлению прыжков, определяли, где находится украденная вещь. При этом они заклинали угря именем св. Марфы, матери Симеона Столпника, память которой отмечалась церковью в один день с сыном. Особое место занимал Семенов день у крестьян. С ним связывался конец лета и начало осени ("Семен лето провожает"). Совершался обряд осенин, первой встречи осени. Начиналось настоящее или "старое" бабье лето ("Семен бабье лето наводит"), которое продолжалось до 8/21 сентября - дня Рождества Богородицы; эта неделя называлась на Руси "Семенскою". Об этом времени говорили: "Как ни хвались, баба, бабьим летом, а все глядит осенина - матушка: на дворе сентябрь - в сентябре одна ягода, да и та горькая рябина!" В Семенов день следили за погодой, так как по этому дню определялось состояние природы на всю последующую осень: "Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла"; "Сухая осень, коли на Семен-день сухо"; "На Семеновы осенины много тенетника - осень долгая да ясная"; "Если на Семен- день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера"; "На Семена ясно - осень ведреная". Определяли погоду и по поведению животных и птиц в этот день: "Если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают - осень протяжная и сухая"; "После Семена журавли отлетают в теплый край"; "Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы" (московск.); "На Семена Столпника ласточки ложатся вереницами в озера и колодцы". С Семенова дня начинались засидки
(см. Посиделки), т.е. работа в избах при огне. При
этом было принято накануне Семенова дня погасить
весь огонь, кроме лампадного, а на утренней заре
зажечь новый огонь. Раньше существовал обычай
добывать новый огонь из сухого дерева. Делалось
это так: пожилые люди терли сухое дерево о дерево,
а молодые парень или девушка зажигали спицею
новый огонь, которым топили печи в избах и банях,
а на засидках зажигали лучину и свечи. Ко дню Симеона Столпника заканчивали уборку яровых культур ("Семен-день - семена долой, то есть семена сами выпадают из колосьев"); завершали посев ржи ("В Семенов день севалка с плеч"; "В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря вальком погоняй" ); солили огурцы. С Семенова дня начиналось опахивание полей для предохранения их от нечистой силы. Семенов день считался праздником псарных охотников, совершался их первый выезд в отъезжее поле, притравливались зайцы. Существовало поверье, что "от Семенинского выезда лошади смелеют, собаки добреют и не болят, первая затравка наводит зимою большие добычи". В этот же день перебирались обычно в новые дома (тут полезные советы по строительству) и справляли новоселье: "Переходы в Семен-день на новоселье - счастье и веселье" полезные советы по строительству. С первого дня бабьего лета
начинались осенние хороводы и игры. При этом
богатые люди выставляли у ворот сосуды с брагой и
пивом и объявляли, что "пироги напечены и мед
наварен". Во время гулянья хороводники
подходили к воротам, где их угощали хозяева.
Молодые женщины выходили за ворота и предлагали
брагу сначала старым, а потом молодым. Затем
играли в игру, называемую "пиво варить",
которая начиналась песней: В Семенов день принято было хоронить мух и тараканов. Говорили: "В Семен-день зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтоб не водились в доме" (тамбовск.); "Убьешь муху до Семена-дня - народится семь мух; убьешь после Семена-дня - умрет семь мух". В этот же день совершался и
специальный обряд похорон мух и тараканов.
Похороны устраивали девушки. Для чего они
одевали свои лучшие наряды, делали небольшие
гробики из репы, брюквы, моркови, свеклы или
капустной кочерыжки (тараканов иногда хоронили в
щепных гробиках). Затем укладывали туда
пойманных насекомых, закрывали их и с
"шутливой торжественностью", иногда с
плачем и причитаниями, выносили из избы и
зарывали в землю. Во время выноса гробиков
кто-нибудь выгонял мух из дома полотенцем, либо
штанами (что в некоторых случаях считалось более
действенным методом) и приговаривали: "Муха по
мухе, летите мух хоронить" или "Мухи вы мухи,
комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а
последняя сама себя съешь". Обряд
сопровождался песнями: Смысл обряда заключался не только в уничтожении и выгоне насекомых из крестьянских изб, но и в том, что во время "мушиных похорон" девушки устраивали себе смотрины, стараясь показать свои достоинства перед собравшимися посмотреть на обряд зрителями, особенно парнями, которые высматривали невест. Ведь приближалась пора свадеб; недаром считалось, что "с Семена-дня до Гурия (28 ноября/11 декабря) - свадебные недели", поэтому всем нужны полезные советы по строительству. |
|
Посмотрим на других рыб! |
Реклама.